XI Международная научно-практическая конференция

Инноваторы в образовании

Приглашенные спикеры

Марит Ховейд

Профессор Факультета социальных и образовательных наук Норвежского университета науки и технологии, Норвегия

Марит Ховейд является ассоциированным профессором педагогики, дидактики, школьного развития и школьного лидерства на факультете образования Норвежского университета науки и техники. С 2008 года Марит работает в Исполнительном Комитете и Совете Европейской Ассоциации исследователей в области образования (EERA), с 2012 по 2016 год она занимала должность генерального секретаря Ассоциации. С 1992 по 2009 годы Марит работала в Арктическом университете в г. Альта, регион Финнмарк, затем преподавала педагогику при подготовке учителей. Её исследовательские интересы в первую очередь касаются взаимосвязи между преподаванием и обучением. Также, Марит изучает, как люди понимают процессы обучения не только на индивидуальном уровне, но и в социальном и культурном контекстах. Темы, которые периодически отражаются в ее исследованиях, рассматривают концепты наставничества / консультирования, лидерства и организационного развития в сфере образования. На теоретические взгляды Марит повлияли французский философ Поль Рикёра и философ и психоаналитик Люси Иригарай. Вследствие этого, ее исследования, в основном теоретического характера, касаются вопросов использования языка, гендерного равенства и практического образования. Последний книжный проект Марит, где она выступила в роли со-редактора – антология «Переосмысление отношений в образовании: Этика, политика и практика» (2014).

XI NIS Международная конференция Учителя, меняющие мир школы
24-25 октября 2019 г.

Педагогика и обучение учителей – рефлексивный подход к преподаванию

В этой презентации я рассматриванию преподавание, как нечто, происходящее здесь и сейчас, в классе, где присутствуют учителя и обучающиеся. Преподавание как процесс всегда тесно связано с обучением и наоборот. Вопрос, вокруг которого будет построено обсуждение, заключается в следующем: Почему акцент на предметных знаниях в процессе преподавания может привести к отчуждению друг от друга в процессе обучения? В начале презентации будет кратко представлена тема педагогического образования в Норвегии и текущей реорганизации четырехлетней программы в пятилетнюю с обязательной степенью магистра для всех учителей, работающих в начальной и средней школе. Я сосредоточу внимание на том, какое влияние это может оказать на учителей, на которых сейчас больше смотрят как на представителей предметных знаний, а не на учителя в общем («allmenn») – того, кто ответственен за преподавание в нескольких предметных областях (в зависимости от уровня класса). Развитие в педагогическом образовании далее связано с «Fagfornyelsen» (обновление всех предметов) – реформой куррикулума, которая в данное время происходит по всей школьной системе от начальной до старшей школы. В последней части презентации я подчеркну, почему важно понимать, что обучение – это процесс, происходящий здесь и сейчас. Я утверждаю, что предоставление преподавателям большего объема предметных знаний, связанных с учебной программой, ориентированной на более глубокое понимание предмета, не является гарантией повышения так называемого (социально-экономического) эффекта образования. Такой (инструментальный) способ мышления основан на экономической модели, которая обычно забывает, что образование – это всегда что-то большее, это само по себе начинание. В моем представлении обучения как процесса стоит подчеркнуть, насколько сложны и многогранны действия учителей по отношению к учащимся и предметным знаниям. Необходимо всегда учитывать эти тонкости, чтобы обучение не сводилось к простой модели «затраты-выпуск». Важно обучать педагогическому образованию – давать такие педагогические (или дидактические) знания, которые позволяют учителю не только обучать предмету, но и воспитывать, развивать, и вовлекать учащихся в образовательный процесс. К сожалению, зачастую этим пренебрегают, когда ставят в приоритет потребность в «большем (предметном) знании».